Стадион Marina Bay
Дизайн рояля (декоративная внешняя оболочка корпуса) — это то, что, как говорится, бабушка надвое сказала. Фабриканты высокого класса (премиум) украшают корпус инструмента, чтобы дополнить и подчеркнуть его исключительность и превосходное качество. Изготовители же потребительского (низкобюджетного) сектора рынка создают дизайн для того, чтобы скрыть недостатки конструкции и музыкальную «никчёмность» внутренней сущности рояля.
Дизайнерская модель — это всегда какая-то базовая (обычная модель), на которую «лепится» особая стилевая внешняя оболочка (за дополнительную цену). Таким образом, нельзя говорить однозначно о какой-либо связи внешнего вида инструмента с его качеством. В некоторых случаях (класс премиум) эта связь есть, в большинстве же случаев — нет.
Обычный (среднестатистический) покупатель, как правило, воспринимает фортепиано во-первых, как статусный интерьерный аксессуар (который ему понятен своей формой и цветом), и лишь во-вторых — как какой-то «музыкальный агрегат», который ему совершенно непонятен (или кажется, что — понятен, а на самом деле — нет). Из-за такой весьма печальной (для потребителя) ситуации дизайн превращается в некую «волшебную палочку», позволяющую управлять мозгами покупателя: «Жигули» вдруг превращается в сверкающий «псевдо-Бентли» (что, собственно, некоторых и устраивает). Другие скупо лавируют, пытаясь получить так называемое «оптимальное соотношение», которое (применительно к роялям) часто в итоге оказывается «ни рыбой, ни мясом».
Тем не менее, несмотря на все эти обстоятельства диких материальных джунглей (в которых мы живём), человеку, нацеленному в будущее, необходимо осознать, что в рояле всё должно быть прекрасно — и душа (звук), и тело (дизайн), и мысли (конструкция). Ущербно как недопонимание музыкального качества в угоду «интерьерным завитушкам» (позиция дизайнера-ортодокса), так и аскетичное принесение в жертву дизайна ради «прекрасного звука» (позиция пианиста-ортодокса). Выбирая рояль, мы выбираем новую жизнь, и ценность её неизмеримо выше любых, даже самых дорогих, затрат.
Обычный (среднестатистический) покупатель, как правило, воспринимает фортепиано во-первых, как статусный интерьерный аксессуар (который ему понятен своей формой и цветом), и лишь во-вторых — как какой-то «музыкальный агрегат», который ему совершенно непонятен (или кажется, что — понятен, а на самом деле — нет). Из-за такой весьма печальной (для потребителя) ситуации дизайн превращается в некую «волшебную палочку», позволяющую управлять мозгами покупателя: «Жигули» вдруг превращается в сверкающий «псевдо-Бентли» (что, собственно, некоторых и устраивает). Другие скупо лавируют, пытаясь получить так называемое «оптимальное соотношение», которое (применительно к роялям) часто в итоге оказывается «ни рыбой, ни мясом».
Тем не менее, несмотря на все эти обстоятельства диких материальных джунглей (в которых мы живём), человеку, нацеленному в будущее, необходимо осознать, что в рояле всё должно быть прекрасно — и душа (звук), и тело (дизайн), и мысли (конструкция). Ущербно как недопонимание музыкального качества в угоду «интерьерным завитушкам» (позиция дизайнера-ортодокса), так и аскетичное принесение в жертву дизайна ради «прекрасного звука» (позиция пианиста-ортодокса). Выбирая рояль, мы выбираем новую жизнь, и ценность её неизмеримо выше любых, даже самых дорогих, затрат.
Примеры вариантов внешней отделки
Говоря конкретнее собственно о дизайне, существуют несколько его видов, исторически сложившихся в производстве роялей:
1. Стандартный строгий дизайн (ар-деко)
является, собственно, минималистской разновидностью стиля art déco 1910—30-х годов. Это — прямые линии, лишь в немногих местах изогнутые в силу самой конструкции; отрицание всяческих устаревших (100 лет назад) завитушек и резного декора.
В ХХ веке чёрные рояли этого стиля стали преобладающими по всему миру (в концертных залах и среде профессиональных пианистов), поэтому многие такой дизайн называют классическим (в современном обобщённом смысле). В России (очевидно, под влиянием климата) наблюдается повальное увлечение белым цветом и его оттенками: по непонятной причине именно «белый рояль» («ах!») является неким «фетишем» с ореолом поклонения и восхищения; «фетишизация» при этом распространяется лишь на цвет, не принимая во внимание музыкальные качества инструмента (которые многим попросту непонятны).
С традиционной точки зрения исторического соответствия рояль art déco, конечно же, представляется либо чёрным, либо в отделке шпоном натурального дерева; белая полировка — это новомодный синтетический суррогат (полиэфир), изобретённый сравнительно недавно. С другой стороны, ситуация рынка в последнее время стремительно меняется; прежние правила безнадёжно устаревают.
Более роскошная разновидность стандартного дизайна — это собственно стиль ар-деко (в широком смысле), который в наше время можно назвать уже универсальным: красиво звучащее в священных устах модного дизайнера слово Art Decor! может описывать практически любой интерьерный бред.
В ХХ веке чёрные рояли этого стиля стали преобладающими по всему миру (в концертных залах и среде профессиональных пианистов), поэтому многие такой дизайн называют классическим (в современном обобщённом смысле). В России (очевидно, под влиянием климата) наблюдается повальное увлечение белым цветом и его оттенками: по непонятной причине именно «белый рояль» («ах!») является неким «фетишем» с ореолом поклонения и восхищения; «фетишизация» при этом распространяется лишь на цвет, не принимая во внимание музыкальные качества инструмента (которые многим попросту непонятны).
С традиционной точки зрения исторического соответствия рояль art déco, конечно же, представляется либо чёрным, либо в отделке шпоном натурального дерева; белая полировка — это новомодный синтетический суррогат (полиэфир), изобретённый сравнительно недавно. С другой стороны, ситуация рынка в последнее время стремительно меняется; прежние правила безнадёжно устаревают.
Более роскошная разновидность стандартного дизайна — это собственно стиль ар-деко (в широком смысле), который в наше время можно назвать уже универсальным: красиво звучащее в священных устах модного дизайнера слово Art Decor! может описывать практически любой интерьерный бред.
Рояль ар-деко
«Русский» ар-деко
2. Класси́к — классический резной дизайн
— сформировался в течение XIX века и достиг своего апогея в эпоху наивысшего расцвета фортепианного искусства и максимального за всю историю масштаба производства роялей (1890—1913).
В смысле исторического соответствия стиль «Классик» является наиболее подлинным отображением истинно классического рояля. Такие инструменты принадлежали, например, Чайковскому, Рахманинову, Скрябину,..
Стиль характерен резными элементами старинного интерьера конца XIX века. Однако, некоторые сегодня считают такой вид дизайна просто старомодным — похожим на выброшенный пра-пра-бабушкин сервант или пра-пра-дедушкин бильярд; кроме того, в нём почти нет так милых сердцу «помпадуристых» завитушек, которые и являются (как думают некоторые) «настоящим признаком классики».
Рояль дизайна «Классик», выполненный в белом цвете, довольно востребован российскими заказчиками. Однако, с традиционной точки зрения такой вариант кажется неким современным интерьерным суррогатом, подобно пластиковому стаканчику вместо настоящей фарфоровой чашки. Знатоку и ценителю исторических традиций оригинальный (подлинный) классический рояль представляется либо чёрным, либо в отделке каким-нибудь натуральным деревом. Впрочем, такие знатоки обитают вне рынка, в иных сферах сознания.
В смысле исторического соответствия стиль «Классик» является наиболее подлинным отображением истинно классического рояля. Такие инструменты принадлежали, например, Чайковскому, Рахманинову, Скрябину,..
Стиль характерен резными элементами старинного интерьера конца XIX века. Однако, некоторые сегодня считают такой вид дизайна просто старомодным — похожим на выброшенный пра-пра-бабушкин сервант или пра-пра-дедушкин бильярд; кроме того, в нём почти нет так милых сердцу «помпадуристых» завитушек, которые и являются (как думают некоторые) «настоящим признаком классики».
Рояль дизайна «Классик», выполненный в белом цвете, довольно востребован российскими заказчиками. Однако, с традиционной точки зрения такой вариант кажется неким современным интерьерным суррогатом, подобно пластиковому стаканчику вместо настоящей фарфоровой чашки. Знатоку и ценителю исторических традиций оригинальный (подлинный) классический рояль представляется либо чёрным, либо в отделке каким-нибудь натуральным деревом. Впрочем, такие знатоки обитают вне рынка, в иных сферах сознания.
Рояль Классик
«Русский» Классик
3. Рококо (Людовик Пятнадцатый & маркиза де Помпадур) и вариации
Так называемый стиль Людовика XV рождён галантной эпохой во Франции (середина XVIII века), как подражание очень дорогим (тогда) экзотическим предметам из Поднебесной империи — Китая.
Собственно, роялей в современном понимании ещё не было; старинные клавесины и клавикорды по дизайну повторяли мебель и интерьеры рококо того времени. В XIX веке, с появлением более совершенных фортепиано, дизайнеры вспомнили былую роскошь французского двора.
Спрос на завитушки а-ля маркиза де Помпадур вот уже более 170 лет поддерживается всё вновь появляющимися новыми буржуа, полагающими, что изогнутости и закруглённости — это «круто», а прямые угловатые «деревяшки» — это «фи». Собственно, в грубо материальном смысле так оно и есть, особенно если рассматривать рояль как статусную деталь в комплектации статусного же интерьера для господина Журдена.
Варианты стиля различаются лишь степенью насыщения завитушками и типами отделки:
Людовик XV (французское рококо) — роскошный интерьерный стиль эпохи предпоследнего французского короля и его фаворитки маркизы де Помпадур. В оригинале это, как правило, блёклые «пастельные» тона отделки, живопись в китайском стиле и большое количество резных «завитушек» с сусальным золотом. В России такой дизайн востребован обычно только в белом цвете и с золотой окантовочной «патиной»: ведь «рояль должен быть только белым и никаким больше!». Некоторые известные блогерши этот стиль считают почему-то «классикой»: вероятно, в смысле, обобщающем всё «старое» (с закруглённостями) в отличие от «нового» (прямоугольного).
Собственно, роялей в современном понимании ещё не было; старинные клавесины и клавикорды по дизайну повторяли мебель и интерьеры рококо того времени. В XIX веке, с появлением более совершенных фортепиано, дизайнеры вспомнили былую роскошь французского двора.
Спрос на завитушки а-ля маркиза де Помпадур вот уже более 170 лет поддерживается всё вновь появляющимися новыми буржуа, полагающими, что изогнутости и закруглённости — это «круто», а прямые угловатые «деревяшки» — это «фи». Собственно, в грубо материальном смысле так оно и есть, особенно если рассматривать рояль как статусную деталь в комплектации статусного же интерьера для господина Журдена.
Варианты стиля различаются лишь степенью насыщения завитушками и типами отделки:
Людовик XV (французское рококо) — роскошный интерьерный стиль эпохи предпоследнего французского короля и его фаворитки маркизы де Помпадур. В оригинале это, как правило, блёклые «пастельные» тона отделки, живопись в китайском стиле и большое количество резных «завитушек» с сусальным золотом. В России такой дизайн востребован обычно только в белом цвете и с золотой окантовочной «патиной»: ведь «рояль должен быть только белым и никаким больше!». Некоторые известные блогерши этот стиль считают почему-то «классикой»: вероятно, в смысле, обобщающем всё «старое» (с закруглённостями) в отличие от «нового» (прямоугольного).
Клавесин эпохи Людовика XV
«Русский» Людовик XV
Чиппендейл (английское рококо) — более лаконичный стиль эпохи королевы Анны, названный по имени лондонского краснодеревщика XVIII века Томаса Чиппендейла (не имевшего родственных связей с голливудскими бурундучками Чипом и Дейлом).
Рояль chippendale — это лаконичные изогнутые ножки а-ля «кабриоль» и темно-коричневый шпон отделки (как правило, орех). Россияне же обычно желают «белый чиппендейл», что с исторической точки зрения является неким смысловым нонсенсом (как, впрочем, и многое другое на стремительно меняющемся российском рынке).
Рояль chippendale — это лаконичные изогнутые ножки а-ля «кабриоль» и темно-коричневый шпон отделки (как правило, орех). Россияне же обычно желают «белый чиппендейл», что с исторической точки зрения является неким смысловым нонсенсом (как, впрочем, и многое другое на стремительно меняющемся российском рынке).
Рояль чиппендейл
«Русский» чиппендейл
4. Ренессанс (барокко-эклектика)
Ренессанс — современное обобщённое толкование эклектичных типов дизайна, возникших в XIX веке как буржуазная стилизация аристократичной культуры европейского Возрождения (барокко). По сути, это роскошный резной интерьерный стиль девятнадцатого века.
Названные по именам старинных мебельщиков разновидности этих старорежимных «викторианских» и «николаевских» изысков (всяческие «буль», «бидермайер», «гамбс», «шератон» и проч.) сегодня призваны, как правило, создать определённый «бидермайер» в головах и кошельках заказчиков — счастливых обладателей элитных интерьеров.
Названные по именам старинных мебельщиков разновидности этих старорежимных «викторианских» и «николаевских» изысков (всяческие «буль», «бидермайер», «гамбс», «шератон» и проч.) сегодня призваны, как правило, создать определённый «бидермайер» в головах и кошельках заказчиков — счастливых обладателей элитных интерьеров.
4. Прозрачность — пластиковый корпус из акрила
Прозрачный рояль — определённый «психоз» модного дизайна 2000—2010-х годов (изначально затеянный некоторыми арабскими принцами, имён которых они просили не упоминать). Внешняя оболочка инструмента оформляется в прозрачный корпус из пластмассы (акрила), который некоторые называют стеклянным (хотя это не стекло) или хрустальным (хотя это не хрусталь).
Такой инструмент, как правило, является декоративно-статусным атрибутом ведения бизнеса в некоторых сферах — отели, рестораны, шоу, торговые центры, выставки, подарки гламурненьким «звёздам», комплектация интерьеров и прочее.
С точки зрения фортепианного искусства прозрачный рояль бессмысленен и звучит «попсово-пластмассово»: акриловый корпус ухудшает акустику (звук) и игровую чувствительность (туше), снижает надёжность и срок службы, а также значительно увеличивает цену. Кроме того, при ближайшем рассмотрении прозрачность не так привлекательна, как кажется на первый взгляд: видны всяческие винты, болты, гайки, деревяшки и прочие «внутренние органы», — и всё это под толстым слоем, по сути, обычной пластмассы, которая быстро тускнеет и покрывается царапинами. Блестящий гламур оказывается лишь эффектной побрякушкой для одурачивания музыкально-«диких» «туземцев»-потребителей, не подозревающих о ценности настоящего золота.
Тем не менее, в развлекательных «попсовых» шоу, а также в случаях, когда требуется эффектное привлечение (и развлечение) праздношатающейся «гаджетовой» публики, прозрачный рояль (к тому же с подсветкой и самодвижущимися клавишами) — может быть незаменим. Однако, мода на такие инструменты сегодня затухает и почти сошла на «нет».
В настоящее время большинство людей мира искусства уже убедилось в совершенной непригодности таких пластмассовых инструментов с точки зрения музыки; прозрачный рояль сегодня — моветон, признак дурного вкуса.
Такой инструмент, как правило, является декоративно-статусным атрибутом ведения бизнеса в некоторых сферах — отели, рестораны, шоу, торговые центры, выставки, подарки гламурненьким «звёздам», комплектация интерьеров и прочее.
С точки зрения фортепианного искусства прозрачный рояль бессмысленен и звучит «попсово-пластмассово»: акриловый корпус ухудшает акустику (звук) и игровую чувствительность (туше), снижает надёжность и срок службы, а также значительно увеличивает цену. Кроме того, при ближайшем рассмотрении прозрачность не так привлекательна, как кажется на первый взгляд: видны всяческие винты, болты, гайки, деревяшки и прочие «внутренние органы», — и всё это под толстым слоем, по сути, обычной пластмассы, которая быстро тускнеет и покрывается царапинами. Блестящий гламур оказывается лишь эффектной побрякушкой для одурачивания музыкально-«диких» «туземцев»-потребителей, не подозревающих о ценности настоящего золота.
Тем не менее, в развлекательных «попсовых» шоу, а также в случаях, когда требуется эффектное привлечение (и развлечение) праздношатающейся «гаджетовой» публики, прозрачный рояль (к тому же с подсветкой и самодвижущимися клавишами) — может быть незаменим. Однако, мода на такие инструменты сегодня затухает и почти сошла на «нет».
В настоящее время большинство людей мира искусства уже убедилось в совершенной непригодности таких пластмассовых инструментов с точки зрения музыки; прозрачный рояль сегодня — моветон, признак дурного вкуса.
Рояль Ренессанс
Прозрачный рояль